♘امیرحسین♞
♘ مدیریت انجمن اسب ایران ♞
а. климук. "владимир петрович шамборант"
17 сентября 1999 года исполнилось 90 лет со дня рождения в. п. шамборанта — самого значительного, по-нашему мнению, селекционера чистокровной ахалтекинской породы лошадей xx века. вряд ли найдется сейчас хоть одна выдающаяся ахалтекинская лошадь, к предкам которой не имел бы отношения этот гениальный человек. родился владимир петрович шамборант в москве в семье обрусевшего потомка знатного французского рода графа петра шамборанта. семья жила довольно скромно, из-за отказа участвовать в разгоне студенческой демонстрации гусарский корнет п. шамборант был уволен в отставку, длившуюся до первой мировой войны, во время которой он вновь был призван в действующую армию. сделанная во время отпуска с фронта фотография отца сопровождала сына всю жизнь, также как и переданная по наследству любовь к лошадям. лошади стали для владимира самым интересным предметом с детских лет. боевой конь отца, рысаки и скакуны на ипподроме, лошади московских извозчиков, с многими из которых он дружил.
революция и гражданская война, слава богу, прошли для семьи шамборанта без потерь, бывший царский офицер п. шамборант в числе тысяч «военспецов» был призван в красную армию и по окончании войны стал работать ремонтером, то есть заниматься приобретением лошадей для армии. естественно, все коневодческие мероприятия я того времени проходили с его участием. и всегда рядом с ним был его сын. как вспоминал владимир петрович, его отец брал его с собой на ипподром и на каждую выводку, но, чтобы он не мешал взрослым, очерчивал на земли круг, внутри которого он должен был все время находится, привыкая к дисциплине. во время одной из таких выводок в. п. шамборант увидел первою ахалтекинскую лошадь. это был не кто иной, как знаменитый меле куш (бойноу — ораз нияз карадашли). во время первой послереволюционной всероссийской выставки в 1923 году, этот изумительно породный золотисто-буланый красавец собирал на выводке тысячи зрителей.
они были ровесниками — меле куш и владимир шамборант. первый из них был на вершине славы, которой мог достичь ахалтекинский скакун и производитель, он был любимцем всей туркмении, его кличка стала символом породы. второй, 14-летний мальчик, только входил во взрослый мир. встреча с меле кушем не прошла для владимира шамборанта бесследной, она явно осталась у него в подсознании.
до следующей встречи с ахалтекинцами прошло достаточно много времени. уже будучи студентом московского зоотехнического института коневодства он приехал на практику в ашхабадский конный завод. как он сам вспоминал, ему не хотелось выходить из денника первого же ахалтекинца. к которому он зашел, золотисто-рыжею беледжика, сына бек назар дора. а рядом стояли другие, не хуже.
эта практика в ашхабадском конном заводе позволила ему как следует изучить породу. помогли ему в этом начкон николенко л. в. (николенко лавр львович — владелец поместья, в котором расположен конный завод «восход») и замечательные туркменские коневоды и тренеры — анна гули, халми, агишан и другие. интересно, что основной селекционный признак текинских коневодов — селекция на тип и резвость, стал впоследствии основным и для самого в. п. шамборанта.
конечно, племенной состав ашхабадского завода в то время был великолепен. среди маточного табуна выделялись дочери меле куша, топор бая, бек назар дора и эверды телеке, а среди производителей — сам эверды телеке и хаджи бай.
после окончания института, перед войной. в. п. шамборант работал в московской сельскохозяйственной академии им. к. а. тимирязева на учебно-опытной конюшне. когда началась война, то весь коллектив конюшни на своих лошадях ушел на фронт защищать москву от фашистов. в одном из боев в 1941 году в. п. шамборант был тяжело ранен, долго болел и вышел из госпиталя инвалидом. казалось, активная жизнь закончилась. но тут-то и проявилось исключительные жизнелюбие и стойкость в. п. шамборанта, которые так поражали и восхищали всех, знавших владимира петровича.. активная творческая жизнь только начиналась.
поступив на работу в главное управление коневодства и коннозаводства в. п. шамборант снова начинает работать с любимой породой. сначала это были командировки в туркмению и джамбульский конный завод. затем подборы для заводов и приобретение для джамбула гнедого юлдуза, 1934 г.р. (дор сашли — кара кир). как только в 1946 г. освободилась должность начкона в ашхабадском конезаводе, владимир петрович, не раздумывая, переехал в туркмению. по сравнению с 30-ми годами дела в ашхабадском конезаводе были гораздо хуже. значительную часть производящего состава занимали лошади с английской кровью в третьем, четвертом и даже во втором поколении. селекция на тип и резвость уступила место селекции только на резвость при не очень хорошем кормлении. продукция завода по всем показателям уступала продукции колхозных племенных ферм и джамбулского конзавода.
первым делом в. п. шамборант «изгнал» из завода, как он сам говорил «английскую кровь», заменил жеребцов-производителей, выранжировал часть маток. для пополнения состава из джамбульского конного завода были завезены жеребец факир сулу, гнедой 1935 г.р, (случай — фирюза) и группа чистокровных ахалтекинских кобыл. в туркмении для завода был приобретен отличный скакун кир сакар, сер., 1936 г.р. (алгыр — айден). не всеми приветствовались эти меры, одним не нравился факир сулу, другим -строгость шамборанта в отношении чистоты происхождения. но уже в первых ставках были получены жеребята, подтверждавшие правильность выбранного шамборантом направления своим ярким ахалтекинским типом и высоким скаковым классом. ашхабадское землетрясение 1948 года стало трагедией для туркмении. пострадал и ашхабадский конный завод. но основное все же было сохранено, и в следующем, 1949 г., в ашхабадском заводе родился знаменитый гелишикли, кличка которого прошла через всю судьбу в. п. шамборанта и стала символом его селекционных достижений.
в 1951 году родился факир пельван, а в 1952 г. — кеймир, клички исключительные для всякого любителя и знатока ахалтекинских лошадей. казалось, все идет хорошо, но наступившие вскоре политические перемены в стране оказались для коневодства губительнее стихийных бедствий. новое руководство ссср решило, что лошади не нужны больше народному хозяйству. местные власти рьяно стали проводить это положение в жизнь. закрывались конные заводы, ликвидировались племенные фермы, тысячи прекрасных лошадей шли под нож. решили ликвидировать и ашхабадский конный завод. должность начальника конной части, на которой работал в. п. шамборант, была упразднена, и он вынужден был уехать из туркмении. это было для него сильнейшим потрясением. его раздражали картины с изображением бойноу и факир пельвана, висевшие у него на новой квартире, так как он считал, что ахалтекинская порода умерла.
так оно бы и случилось, если бы не замечательные люди в это время в министерстве сельского хозяйства. в первую очередь это г. в. нечипоренко, главный инспектор по коневодству министерства.
он опубликовал две статьи в защиту ахалтекинской лошади в журнале «коневодство» и, главное, во влиятельном журнале «огонёк». одним из предложений г. в. нечипоренко была организация в одном из конных заводов россии отделения по разведению ахалтекинских лошадей. предложение было поддержано начальником главного управления коневодства и коннозаводства мсх рсфср п. п. парышевым. сыграл свою роль, вероятно, и тот факт, что среди двух лошадей, подаренных в 1956 году королеве великобритании один был ахалтекинцем (замечательный внук скака сын меллеке — мелекуш) и привлек к себе большое внимание.
итак, в 1957 году в. п. шамборанту поручили закупить в туркмении группу племенных ахалтекинских лошадей для терского конного завода. это была нелегкая задача, ашхабадский конезавод «лежал в руинах» в прямом и переносном смысле и сам нуждался в восстановлении. решено было искать лошадей по колхозам, сохранившим ценнейший генофонд. в. п. шамборант объездил все хозяйства, в которых были племенные лошади. часто они находились в самых дальних точках колхозов, в горах или в пустыне. как вспоминал в. п. шамборант, однажды, приехав в пустыне к колодцу, он увидел золотые пятна на песке. через мгновение они исчезли. это были золотистые ахалтекинские кобылы, умчавшиеся как ветер. лишь раз в сутки они приходили к этому колодцу на водопой.
второй интересный случай произошел в одном из колхозов каахкинского района. просмотрев весь состав и, не найдя ничего интересного, шамборант обратил внимание на хромую кобылу под седлом табунщика. впоследствии эта кобыла, гнедая овган (лачин — сильфа) стала одной из лучших маток терского конзавода. всего из туркмении было выведено 52 ахалтекинские лошади, в том числе 3 жеребца-производителя — факир пельван, таймаз и, немного позднее гелишикли.
вместе с ними пришел в терский конный завод начконом в. п. шамборант. перед конным заводом стояла задача наладить производство крупной, нарядной спортивной лошади с обязательным сохранением своеобразного породного типа и высоких скаковых и спортивных качеств.. сочетание вычурности и утрированности потомков (линии — а.к.) эверды телеке и дельности. нарядности, гармоничности (линии — а.к.) султан — гули должно было послужить основой к созданию своего блесткого и нарядного типа ахалтекинской лошади в терском конном заводе«(в. п .шамборант)
задача эта с блеском была выполнена. рожденные и выращенные в терском конном заводе лошади стали эталонами породы как по ярко выраженному типу — юлдуз, гундогар, азат, фантазия, гульджахан; так и по скаковой работоспособности — опал, посман, калтаман, аметист; так и по спортивным результатам -пентели, гокнар, посман.
в начале 70-х годов, на пике успехов ахалтекинского отделения терского конезавода совершенно необоснованно в управлении конных заводов было решено это отделение перевести в другое место, якобы для того, чтобы оно не мешало развитию арабского отделения терского завода. не будем подробно опровергать это утверждение, скажем только, что в. п. шамборант («арабы» в терском заводе были в его ведении) был автором таких арабских лошадей как набег, килиманджаро, пирит, палас, момент, натурщица, карта, песня и многие другие. но тем не менее ахалтекинские лошади из терского конзавода были переведены в дагестан. это случилось в 1971 году. для в. п. шамборанта не было вопросом, оставаться в терском заводе, или уехать вместе с ахалтекинцами. без всякого сомнения он уехал. а ведь было ему в это время уже за 60 лет. на новом месте не было ни условий, ни традиций племенного коннозаводства. все пришлось создавать на пустом месте. лишь настойчивостью, исключительной работоспособностью, терпением, любовью к ахалтекинской лошади, можно объяснить тот факт, что дагестанский конный завод был в. п. шамборантом создан. причем требования к селекции отнюдь не были снижены. для освежения крови в туркмении был куплен замечательный жеребец сере, который вместе с приведенными из терского конзавода жеребцами во главе с юлдузом определили будущую селекционную работу.
лучшие лошади, рожденные и выращенные в дагестане достойно продолжили ряд выдающихся селекционных достижений в. п. шамборанта. к ним можно отнести: адата, халифа, дагестана, айлара, омара. айгытли, ясмана, гайсана, дербента. маю, махманли и многих других. в. п. шамборант буквально «заражал» окружающих своей любовью к лошадям. вокруг него в дагестане сформировался круг учеников, в основном молодых людей, которым он бескорыстно передавал свои знания.
с начала 80-х годов на основе выведенных из дагестанского конзавода лошадей, в россии были созданы новые конные заводы по разведению ахалтекинских лошадей. в основном они создавались именно учениками в. п. шамборанта и при его непосредственном участии. уже будучи на пенсии в преклонном возрасте он не прерывал своей связи с любимым делом. для его учеников ничто не имело большего значения при оценке ахалтекинских лошадей, чем мнение в. п. шамборанта. надо было видеть тот молодой блеск в глазах, который загорался у него при виде хорошей ахалтекинской лошади. смертельно больной, он отказался лететь в москву, в госпиталь, он не мог пропустить скачки. он умер в день их проведения, 9 мая 1996 года.
17 сентября 1999 года исполнилось 90 лет со дня рождения в. п. шамборанта — самого значительного, по-нашему мнению, селекционера чистокровной ахалтекинской породы лошадей xx века. вряд ли найдется сейчас хоть одна выдающаяся ахалтекинская лошадь, к предкам которой не имел бы отношения этот гениальный человек. родился владимир петрович шамборант в москве в семье обрусевшего потомка знатного французского рода графа петра шамборанта. семья жила довольно скромно, из-за отказа участвовать в разгоне студенческой демонстрации гусарский корнет п. шамборант был уволен в отставку, длившуюся до первой мировой войны, во время которой он вновь был призван в действующую армию. сделанная во время отпуска с фронта фотография отца сопровождала сына всю жизнь, также как и переданная по наследству любовь к лошадям. лошади стали для владимира самым интересным предметом с детских лет. боевой конь отца, рысаки и скакуны на ипподроме, лошади московских извозчиков, с многими из которых он дружил.
революция и гражданская война, слава богу, прошли для семьи шамборанта без потерь, бывший царский офицер п. шамборант в числе тысяч «военспецов» был призван в красную армию и по окончании войны стал работать ремонтером, то есть заниматься приобретением лошадей для армии. естественно, все коневодческие мероприятия я того времени проходили с его участием. и всегда рядом с ним был его сын. как вспоминал владимир петрович, его отец брал его с собой на ипподром и на каждую выводку, но, чтобы он не мешал взрослым, очерчивал на земли круг, внутри которого он должен был все время находится, привыкая к дисциплине. во время одной из таких выводок в. п. шамборант увидел первою ахалтекинскую лошадь. это был не кто иной, как знаменитый меле куш (бойноу — ораз нияз карадашли). во время первой послереволюционной всероссийской выставки в 1923 году, этот изумительно породный золотисто-буланый красавец собирал на выводке тысячи зрителей.
они были ровесниками — меле куш и владимир шамборант. первый из них был на вершине славы, которой мог достичь ахалтекинский скакун и производитель, он был любимцем всей туркмении, его кличка стала символом породы. второй, 14-летний мальчик, только входил во взрослый мир. встреча с меле кушем не прошла для владимира шамборанта бесследной, она явно осталась у него в подсознании.
до следующей встречи с ахалтекинцами прошло достаточно много времени. уже будучи студентом московского зоотехнического института коневодства он приехал на практику в ашхабадский конный завод. как он сам вспоминал, ему не хотелось выходить из денника первого же ахалтекинца. к которому он зашел, золотисто-рыжею беледжика, сына бек назар дора. а рядом стояли другие, не хуже.
эта практика в ашхабадском конном заводе позволила ему как следует изучить породу. помогли ему в этом начкон николенко л. в. (николенко лавр львович — владелец поместья, в котором расположен конный завод «восход») и замечательные туркменские коневоды и тренеры — анна гули, халми, агишан и другие. интересно, что основной селекционный признак текинских коневодов — селекция на тип и резвость, стал впоследствии основным и для самого в. п. шамборанта.
конечно, племенной состав ашхабадского завода в то время был великолепен. среди маточного табуна выделялись дочери меле куша, топор бая, бек назар дора и эверды телеке, а среди производителей — сам эверды телеке и хаджи бай.
после окончания института, перед войной. в. п. шамборант работал в московской сельскохозяйственной академии им. к. а. тимирязева на учебно-опытной конюшне. когда началась война, то весь коллектив конюшни на своих лошадях ушел на фронт защищать москву от фашистов. в одном из боев в 1941 году в. п. шамборант был тяжело ранен, долго болел и вышел из госпиталя инвалидом. казалось, активная жизнь закончилась. но тут-то и проявилось исключительные жизнелюбие и стойкость в. п. шамборанта, которые так поражали и восхищали всех, знавших владимира петровича.. активная творческая жизнь только начиналась.
поступив на работу в главное управление коневодства и коннозаводства в. п. шамборант снова начинает работать с любимой породой. сначала это были командировки в туркмению и джамбульский конный завод. затем подборы для заводов и приобретение для джамбула гнедого юлдуза, 1934 г.р. (дор сашли — кара кир). как только в 1946 г. освободилась должность начкона в ашхабадском конезаводе, владимир петрович, не раздумывая, переехал в туркмению. по сравнению с 30-ми годами дела в ашхабадском конезаводе были гораздо хуже. значительную часть производящего состава занимали лошади с английской кровью в третьем, четвертом и даже во втором поколении. селекция на тип и резвость уступила место селекции только на резвость при не очень хорошем кормлении. продукция завода по всем показателям уступала продукции колхозных племенных ферм и джамбулского конзавода.
первым делом в. п. шамборант «изгнал» из завода, как он сам говорил «английскую кровь», заменил жеребцов-производителей, выранжировал часть маток. для пополнения состава из джамбульского конного завода были завезены жеребец факир сулу, гнедой 1935 г.р, (случай — фирюза) и группа чистокровных ахалтекинских кобыл. в туркмении для завода был приобретен отличный скакун кир сакар, сер., 1936 г.р. (алгыр — айден). не всеми приветствовались эти меры, одним не нравился факир сулу, другим -строгость шамборанта в отношении чистоты происхождения. но уже в первых ставках были получены жеребята, подтверждавшие правильность выбранного шамборантом направления своим ярким ахалтекинским типом и высоким скаковым классом. ашхабадское землетрясение 1948 года стало трагедией для туркмении. пострадал и ашхабадский конный завод. но основное все же было сохранено, и в следующем, 1949 г., в ашхабадском заводе родился знаменитый гелишикли, кличка которого прошла через всю судьбу в. п. шамборанта и стала символом его селекционных достижений.
в 1951 году родился факир пельван, а в 1952 г. — кеймир, клички исключительные для всякого любителя и знатока ахалтекинских лошадей. казалось, все идет хорошо, но наступившие вскоре политические перемены в стране оказались для коневодства губительнее стихийных бедствий. новое руководство ссср решило, что лошади не нужны больше народному хозяйству. местные власти рьяно стали проводить это положение в жизнь. закрывались конные заводы, ликвидировались племенные фермы, тысячи прекрасных лошадей шли под нож. решили ликвидировать и ашхабадский конный завод. должность начальника конной части, на которой работал в. п. шамборант, была упразднена, и он вынужден был уехать из туркмении. это было для него сильнейшим потрясением. его раздражали картины с изображением бойноу и факир пельвана, висевшие у него на новой квартире, так как он считал, что ахалтекинская порода умерла.
так оно бы и случилось, если бы не замечательные люди в это время в министерстве сельского хозяйства. в первую очередь это г. в. нечипоренко, главный инспектор по коневодству министерства.
он опубликовал две статьи в защиту ахалтекинской лошади в журнале «коневодство» и, главное, во влиятельном журнале «огонёк». одним из предложений г. в. нечипоренко была организация в одном из конных заводов россии отделения по разведению ахалтекинских лошадей. предложение было поддержано начальником главного управления коневодства и коннозаводства мсх рсфср п. п. парышевым. сыграл свою роль, вероятно, и тот факт, что среди двух лошадей, подаренных в 1956 году королеве великобритании один был ахалтекинцем (замечательный внук скака сын меллеке — мелекуш) и привлек к себе большое внимание.
итак, в 1957 году в. п. шамборанту поручили закупить в туркмении группу племенных ахалтекинских лошадей для терского конного завода. это была нелегкая задача, ашхабадский конезавод «лежал в руинах» в прямом и переносном смысле и сам нуждался в восстановлении. решено было искать лошадей по колхозам, сохранившим ценнейший генофонд. в. п. шамборант объездил все хозяйства, в которых были племенные лошади. часто они находились в самых дальних точках колхозов, в горах или в пустыне. как вспоминал в. п. шамборант, однажды, приехав в пустыне к колодцу, он увидел золотые пятна на песке. через мгновение они исчезли. это были золотистые ахалтекинские кобылы, умчавшиеся как ветер. лишь раз в сутки они приходили к этому колодцу на водопой.
второй интересный случай произошел в одном из колхозов каахкинского района. просмотрев весь состав и, не найдя ничего интересного, шамборант обратил внимание на хромую кобылу под седлом табунщика. впоследствии эта кобыла, гнедая овган (лачин — сильфа) стала одной из лучших маток терского конзавода. всего из туркмении было выведено 52 ахалтекинские лошади, в том числе 3 жеребца-производителя — факир пельван, таймаз и, немного позднее гелишикли.
вместе с ними пришел в терский конный завод начконом в. п. шамборант. перед конным заводом стояла задача наладить производство крупной, нарядной спортивной лошади с обязательным сохранением своеобразного породного типа и высоких скаковых и спортивных качеств.. сочетание вычурности и утрированности потомков (линии — а.к.) эверды телеке и дельности. нарядности, гармоничности (линии — а.к.) султан — гули должно было послужить основой к созданию своего блесткого и нарядного типа ахалтекинской лошади в терском конном заводе«(в. п .шамборант)
задача эта с блеском была выполнена. рожденные и выращенные в терском конном заводе лошади стали эталонами породы как по ярко выраженному типу — юлдуз, гундогар, азат, фантазия, гульджахан; так и по скаковой работоспособности — опал, посман, калтаман, аметист; так и по спортивным результатам -пентели, гокнар, посман.
в начале 70-х годов, на пике успехов ахалтекинского отделения терского конезавода совершенно необоснованно в управлении конных заводов было решено это отделение перевести в другое место, якобы для того, чтобы оно не мешало развитию арабского отделения терского завода. не будем подробно опровергать это утверждение, скажем только, что в. п. шамборант («арабы» в терском заводе были в его ведении) был автором таких арабских лошадей как набег, килиманджаро, пирит, палас, момент, натурщица, карта, песня и многие другие. но тем не менее ахалтекинские лошади из терского конзавода были переведены в дагестан. это случилось в 1971 году. для в. п. шамборанта не было вопросом, оставаться в терском заводе, или уехать вместе с ахалтекинцами. без всякого сомнения он уехал. а ведь было ему в это время уже за 60 лет. на новом месте не было ни условий, ни традиций племенного коннозаводства. все пришлось создавать на пустом месте. лишь настойчивостью, исключительной работоспособностью, терпением, любовью к ахалтекинской лошади, можно объяснить тот факт, что дагестанский конный завод был в. п. шамборантом создан. причем требования к селекции отнюдь не были снижены. для освежения крови в туркмении был куплен замечательный жеребец сере, который вместе с приведенными из терского конзавода жеребцами во главе с юлдузом определили будущую селекционную работу.
лучшие лошади, рожденные и выращенные в дагестане достойно продолжили ряд выдающихся селекционных достижений в. п. шамборанта. к ним можно отнести: адата, халифа, дагестана, айлара, омара. айгытли, ясмана, гайсана, дербента. маю, махманли и многих других. в. п. шамборант буквально «заражал» окружающих своей любовью к лошадям. вокруг него в дагестане сформировался круг учеников, в основном молодых людей, которым он бескорыстно передавал свои знания.
с начала 80-х годов на основе выведенных из дагестанского конзавода лошадей, в россии были созданы новые конные заводы по разведению ахалтекинских лошадей. в основном они создавались именно учениками в. п. шамборанта и при его непосредственном участии. уже будучи на пенсии в преклонном возрасте он не прерывал своей связи с любимым делом. для его учеников ничто не имело большего значения при оценке ахалтекинских лошадей, чем мнение в. п. шамборанта. надо было видеть тот молодой блеск в глазах, который загорался у него при виде хорошей ахалтекинской лошади. смертельно больной, он отказался лететь в москву, в госпиталь, он не мог пропустить скачки. он умер в день их проведения, 9 мая 1996 года.
климук а. с.,
начкон ставропольского конного завода
начкон ставропольского конного завода